Субдоминанта и доминанта что это - Музыкальная каморка

Субдоминанта и доминанта что это

Субдоминанта и доминанта что это и с чем их есть. Об этом поговорим в сегодняшней статье.

Главные ступени любого лада в музыке — это тоника, доминанта и субдоминанта. Чтобы вы не путались между главными и устойчивыми ступенями гаммы, давайте их сравним. Возьмем тональность C (До мажор):

Краткое содержание статьи

Мажорное трезвучие

До-Ми-Соль: мажорное трезвучие построенное от ноты До: Большая терция + малая терция:

  • первая,
  • третья,
  • пятая

— устойчивые ступени гаммы. Что такое устойчивые ступени в музыке читайте тут.

Мы же сегодня рассмотрим главные ступени гаммы, не путайте их. Главные ступени — это тоника, субдоминанта и доминанта в тональности:

Тоника субдоминанта и доминанта

До-Фа-Соль

  • первая ступень — тоника Т,
  • четвертая ступень — субдоминанта S,
  • пятая ступень — доминанта D.

Субдоминанта и доминанта что это И почему эти ступени считаются главными?

Все дело в функциях, которые они выполняют в музыке. Например Тоника всегда ощущается как спокойствие. На этой ноте часто заканчиваются мелодии ради полного ощущения завершения, равновесия.

Субдоминанта — это уклонение от тоники. Субдоминанту часто используют для перехода в другие тональности — модуляции.

Доминанта — это еще большее уклонение, напряжение, которое требует разрешения в тонику. Ну и крайне неустойчивая форма доминанты — доминантсептаккорд. О септаккордах мы поговорим позже, пусть просто будет у вас на слуху — он очень вкусный, очень красочный из-за своей крайней напряженности.

Если от тоники До мажор построить трезвучие, то получим ноты До, Ми, Соль.

тоническая группа

Построив трезвучие от субдоминанты Фа получим Фа, Ля, До.

субдоминантовая группа

От доминанты Соль получим Соль, Си, Ре.

Доминантовая группа

В итоге Мы получили три группы нот гаммы, которые несут в себе соответствующие функции: тонические, субдоминантовые, доминантовые.

Функции групп и ступеней в музыке

Тоническая группа До, Ми, Соль — трезвучие мажорного аккорда — устойчивые ступени гаммы.

Субдоминантовая группа Фа, Ля, До содержит в себе первую ступень До, поэтому она называется двойственной ступенью. Вообще, движение в музыке по субдоминантовой группе нагнетает обстановку, которая может быть усилена в доминантовой группе.

Доминантовая группа Соль, Ля, Си содержит в себе двойственную пятую ступень — Соль. Она может работать на тонику, или выполнять доминантовую функцию. Это будет зависеть от ее места в композиции. Доминантовая группа после сильного напряжения ищет разрешение в тонику.

А вместе все три группы содержат в себе всю гамму мажорного лада До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си

  1. До, Ми, Соль
  2. Фа, Ля, До
  3. Соль, Си, Ре

В мажоре Тоника, Субдоминанта, Доминанта обозначаются большими T S D. В миноре маленькими t s d. Запомните, это может быть вам очень полезно в будущем.

Используя полученные знания, пробуйте играть последовательности аккордов, чтобы приучать свой слух к функциям. Научившись узнавать функции на слух вам будет легко подбирать аккорды к песням, подбирать мелодии. И, конечно, окрашивать свои мелодии и импровизации в волшебные краски эмоций. Обязательно настраивайте свой инструмент перед игрой, это поможет вам узнавать настроение движений и музыкального вдохновения.

В следующих статьях мы поговорим о физике звука, его частоте и взаимосвязях частот в гамме.

Запомните, в музыке нет беспрекословных правил, есть только общепринятые обозначения и субъективные ощущения.

Пишите комментарии, задавайте вопросы, лайкайте, подписывайтесь и изучайте музыку вместе с нами.

P.S. Музыка — это игра ожиданий. Слушайте себя, слушайте гармонию, любите музыку или идите.. читайте книги в тишине 🙂

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *